Стимуляция речевого
развития детей раннего возраста
Речевая
среда с самого рождения сильно влияет на формирование речи. Для ребенка очень
важно общение с людьми. Игровые ситуации стимулируют его к речевым
высказываниям. Нельзя общаться с ребенком поверхностно («на ходу»). Ваше лицо
должно находиться на одном уровне с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда
он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот – это помогает ему осваивать
произношение звуков.
Чем позже
ребенок познакомится с телевизором – тем лучше. Экранная речь замедляет речевое
развитие. Темп речи ускорен, она не точно интонирована, не обращена
непосредственно к ребенку и не требует никакой словесной реакции.
Речь
развивается лишь в общении с настоящим живым собеседником. Ребенку нужны
игрушки, соответствующие возрасту. Однако их не должно быть много.
Как же
сформировать речевые возможности ребёнка? Прежде всего, необходимо начать с развития
слухового восприятия.
·
Используйте
человеческие голоса. Ребенку нужно узнавать, кто его окликнул, и смотреть на
этого человека.
·
Незаметно для
ребенка извлекайте звук из знакомой игрушки. Затем показывайте сразу две
игрушки и просите взять ту, которая звучала.
·
Повторите за
ребенком то, что он случайно произнес (БА-БА-БА). Скажите: «Теперь ты скажи:
БА-БА-БА». Помогите ему сказать – нажимайте пальцами на его губы (когда сами
произносите БА-БА-БА, нажимайте на свои губы). Точно также повторяйте другие
его случайные звукосочетания.
·
Когда ребенок
научится повторять за вами, предлагайте ему новые звукосочетания: МУ-МУ, ПЫ-ПЫ,
МА-МА, БО-БО.
Примерно
в шесть месяцев ребёнок начинает понимать речь – реагирует на своё имя,
названия некоторых предметов, часто повторяющиеся просьбы. С этого момента
приступайте к формированию у него понимания речи.
·
Положите перед
ребенком две-три игрушки, спрашивайте: «Где ляля? Где мяч?»
·
Задавайте вопросы
по поводу привычных действий: «Кушать будем? Гулять будем?». Сами отвечайте,
активно кивая головой: «Будем!». Добивайтесь, чтобы ребенок тоже кивал.
·
Ребенок тянется к
предмету. Спрашивайте: «Тебе дать лялю? Нет?» (называйте не ту игрушку, которую
он хочет, и отрицатель качайте головой). Добивайтесь, чтобы ребенок качал
головой сам.
·
Когда ребёнок
освоит утвердительный и отрицательный жесты, спрашивайте: «Это ляля?
Показывайте попеременно то на куклу, то на мяч. Он кивает или качает головой».
·
Ребенок должен
выполнять цепочки действий. Говорите: «Подойди к столу. Открой ящик. Достань из
него книгу и принеси мне». Начните с простых просьб. Затем постепенно
усложняйте их.
Желательно создавать ребёнку ситуацию,
поощряющую словесное общение. Если ребенок уже называет предметы как-то по
своему (машина – БИ-БИ, собачка – АВ-АВ), пусть продолжает так их именовать. Собственная
речь ребенка начинается со звукоподражаний.
·
Звукоподражания
должны характеризовать предмет или действие по существу. Например, имитировать
звук, издаваемый предметом, или производимый действием (корова – МУ-МУ, кушать
АМ-АМ, идти – ТОП-ТОП).
·
Первые
звукоподражания должны произноситься просто, без использования трудных звуков.
Выполняйте действия и комментируйте их: «Ваня кушает. Ваня АМ-АМ. Ваня идет?
Ваня ТОП-ТОП? Что делает Ваня?» Ребенок отвечает.
·
Играйте,
например, катайте машинку. Спрашивайте ребенка: «Машинка что делает?» Если
нужно, помогайте: «Машинка едет, БИ-БИ едет – ТУ-ТУ». В своей речи вместе со
звукоподражаниями используйте обычные слова (Это БИ-БИ – машина). Тогда ребенок
будет понимать, что БИ-БИ и машина – одно и то же.
·
Играйте в мяч,
просите ребенка: «Дай мяч!» Затем он просит у вас: «Дай мяч! Перебрасывайте ему
мяч только после просьбы».
·
Когда кидаете
ребенку мяч, говорите: «На мяч! Лови!». Возвращая мяч вам, ребёнок уже сам повторяет
эти слова.
Рассматривайте
картинки. Спрашивайте о цвете и величине изображенных предметов: «Платье у
девочки какого цвета, какое? Собачка – большая или маленькая?».
Для
развития фразовой речи ребенку нужна
инициатива – собственная речь всегда инициативна. Поэтому поощряйте его личные
начинания. Давайте ему выбор. Спрашивайте: «Тебе почитать, или хочешь поиграть?»
Поскольку выбор зависит от ребенка, он заинтересован отвечать.
Помните:
если не заниматься с ребенком, ему будет труднее научиться говорить. Дети
начинают говорить намного раньше и становятся более развитыми, если их родители
активно помогают им развивать речь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий